Безрукая художница и глухой композитор: схожесть судеб связала Эме Рапен и Степана Элмасяна прочными узами




Безрукая художница и глухой композитор: схожесть судеб связала Эме Рапен и Степана Элмасяна прочными узами 

Имя швейцарской художницы Эме Рапен сегодня почти забыто, причем, забыто незаслуженно – она была не только очень талантлива, но и не совсем обычна. 

Армянам ее имя тоже мало что говорит, хотя ее жизнь долгие годы была связана с выдающимся армянским композитором Стефаном Эльмасом, она была его музой и опорой в трудные моменты жизни. В истории, которую мы сегодня расскажем, самое удивительное то, что художница родилась без рук, а композитор в 35 лет полностью оглох….

Стефан Эльмас (справа) и Эме Рапен (в центре)

Эме Рапен родилась 14 февраля 1868 года в швейцарском городе Пайерне. Она была шестым ребенком в семье: у Рапенов было 12 детей. Ее отец Жюль Рапен был трудовым агентом, а к тому же художником-любителем и музыкантом. Эме было 12 лет, когда он скончался и забота о многочисленной семье полностью легла на плечи его вдовы Аделины Рапен-Кидори: она была вынуждена в одиночку вести хозяйство и воспитывать 12 детей, один из которых к тому же родился с физическим недостатком. Но несмотря на свое положение, Эме с детства отличалась сильной волей и твердым характером: она нисколько не завидовала своим «здоровым» братьям и сестрам, всегда с юмором относилась к ситуации, к тому же очень скоро научилась выполнять все действия, которые обычные люди делают с помощью рук – ногами. «Единственное, что мне мешает спокойно жить – то, что я должна постоянно носить накидку», - говорила она.

Ее отец незадолго до своей смерти заметил необычную способность дочери, и во время поездки в Лозанну показал шестилетнюю дочь профессору и художнику Мейенбургу, который дал Эме первые уроки живописи.

Эме Рапен. Автопортрет

С 14 лет девушка продолжила обучение в Лозанне у Мейенбурга, одновременно получая образование в одном из местных закрытых пансионов. В 1884 году она переезжает к своей крестной в Женеву, где посещает Художественную школу. Крестная Капт была весьма образованной женщиной, бездетной вдовой, и Эме скрасила ее одиночество: мадам Капт повсюду следовала за своей любимицей, которая очень любила путешествовать: она побывала в Италии, Испании, Голландии, Марокко и Тунисе…

Портрет ребенка. Эме Рапен

В художественной школе ее учителем живописи был Анри Гебер, уроки скульптуры она брала ы Хьюго Бовина, а искусству керамики училась и Элизы Майор. Но наибольшее влияние на ее творчество оказал Бартоломео Менн – большой друг Делакруа, Коро и Жорж Санд. Менн дважды вручил Эме награду за скульптурные композиции, и один за раз – за лучший портрет. «Вы прирожденная портретистка», - сказал учитель талантливой ученице, и она последовала его совету.

Эме Рапен. Портрет молодой женщины

В 1888 году Эме Рапен с успехом участвует в Университетской выставке в Париже. И сразу же получает заказы, в том числе и из Лондона – ее манера писать, а также и незаурядный талант привлекают внимание. И хотя у Эме не было ни одной персональной выставки, о ней очень скоро узнала почти вся Европа. Швейцарский поэт и критик Пьер Тэ назвал живопись Эме «верленовской».

С 1892 года Эме окончательно обосновалась в Женеве, открыв небольшую мастерскую. Каждое утро она садится перед мольбертом и, отрешившись от всего мира рисует картины…

Эме Рапен за мольбертом

Через четыре года художница получает заказ от Швейцарского общества инвалидов, для которого создает один из своих лучших портретов под названием «Часовщик». Эта картина сегодня находится в музее города Локль.

Ее миловидные черты, веселый характер, талант и воля всегда привлекали мужчин: история гласит, что немало женихов претендовали на «руку» безрукой художницы. Но Эме предпочитала свободу. До той поры, пока в ее жизни не появился тот, кому она навечно отдала свое сердце.


Стефан Эльмас

В 1911 году Эме познакомилась с известным пианистом и композитором Стефаном Эльмасом, который и стал ее единственной и большой любовью. Ей было уже 43, а Стефану – 49, и он уже более 10 лет был абсолютно глух…

Стефан Эльмас (Степан Элмасян) родился в 1862 году в Смирне, в богатой семье армянских купцов. Уже в детстве в нем обнаружились способности к музыке. По совету учителя музыки он в 15-летнем возрасте покинул отчий дом с намерением получить профессиональное образование в Европе. Встреча с Ференцем Листом, который после нескольких частных уроков предложил юному Стефану обосноваться в Вене, в корне изменила его жизнь: именитый композитор помог своему ученику устроиться на работу к преподавателю Венской консерватории Антону Дори и дирижеру-композитору Францу Крему. Вскоре Эльмас начинает активно сочинять музыку на основе написанных в детстве набросков. Свои первые серьезные произведения 19-летний Элмас дарит Ференцу Листу, позже музыкальную поэму – Виктору Гюго. В 1886 году благодаря австрийскому издателю Эмануэлю Уэцлеру выходят в свет первые крупные произведения, подписанные именем «Стефан Элмас». Молодой музыкант активно выступает и как исполнитель, игра которого на фортепиано приводит в восторг слушателей во многих городах Европы.

И на родине – в Смирне, куда он возвращается в 1886 году, его ждет колоссальный успех, а сольный концерт, устроенный через год в известном венском зале Босендорфер, приносит Стефану Элмасу славу в ряду талантливых композиторов и исполнителей эпохи, а также и честь именоваться «армянским Шопеном»: его произведения, с тонкими восточными переходами и красивым звучанием, по мнению специалистов, выдавали в нем армянское происхождение.

Но тяжелая болезнь все перечеркнула: вирус тифа приводит 35-летнего композитора к глухоте. Борясь с недугом, он продолжает отчаянно сочинять музыку, однако трагедия 1915 года, произошедшая с армянским народом, еще больше усугубляет его состояние. Вскоре Элмас окончательно теряет слух, навсегда лишаясь возможности творить…


Знакомство с Эме преобразило его. Схожесть судеб связала безрукую художницу и глухого композитора прочными узами. Вскоре они поселились в доме у женевского озера. Эме продолжила рисовать. Именно эта женщина – вечная муза композитора, лишенная рук и писавшая портреты современников при помощи ног, и создает на холсте образ своего возлюбленного, а в дальнейшем – и членов его семьи.



Жизнь Стефана Эльмаса оборвалась в 1937 году. Эме пережила его почти на 20 лет. В связи с его кончиной Эме Рапен в письме другу и биографу композитора Акобу-Григору (Чрчрян) написала:

«Два глаза закрылись для мира, а мир для меня изменился… Но все же не было ли это благословением судьбы, что на протяжении 26 лет у меня был такой прекрасный друг…».


Могила Стефана Эльмаса в Женеве

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Комментарии

Популярные сообщения