Тоннель под Босфором соединил два континента и помог обнаружить кладбище кораблей




Сегодня Турция представляет железнодорожный тоннель, соединяющий Азию и Европу под Босфорским проливом. Официальное открытие тоннеля, получившего название Мармарай (Marmaray, что в переводе с турецкого означает "мраморный"), приурочено к 90-летию основания Турецкой республики. Строительство тоннеля обошлось примерно в 3 миллиарда евро.

Его протяженность составляет 13,6 километра, из которых 1,4 километра пролегают непосредственно под Босфором на глубине более 50 метров ниже морского дна. Так как тоннель располагается в сейсмоопасном районе, его окружает двойная труба. Она способна выдержать землетрясение магнитудой до 9 баллов по шкале Рихтера. Один въезд в туннель расположен на станции "Казлычешме" (Kazliçesme) на европейском берегу, а другой – на станции "Айрылыкчешме" (Ayrilikçesme) на азиатском.

Как известно, огромный и шумный город Стамбул разделён на европейскую и азиатскую части Босфорским проливом. О подобном тоннеле мечтал ещё султан Османской империи Абдул Меджид (Abd ül-Mecîd-i), но в 1860 году ему не хватило технических возможностей и средств для осуществления смелого плана (даже несмотря на то, что он привлёк к работе архитекторов с разных концов света). 

В 2004 году экс-мэр Стамбула Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdoğan) возродил этот проект. Его планы на развитие города включали в себя также строительство третьего аэропорта, искусственного судоходного канала и третьего моста через Босфор. Это, впрочем, вызвало волну антиправительственных протестов, так как градостроительные планы вынуждали людей покидать их дома и вели к уничтожению зелёных зон города.

Строительство началось в 2004 году, но несколько лет проект простаивал − масштабная стройка повлекла за собой череду археологических открытий. Близ Мармарая было обнаружено более 4 тысяч археологических объектов. В частности, было открыто кладбище из 30 средневековых кораблей, принадлежащих Византийскому флоту. Раскопки доказали, что истории Стамбула около 8500 лет, а не 6000, как предполагалось ранее. 

Планируется, что стены станций туннеля украсят некоторые из этих необычных находок, среди которых – артефакты эпохи неолита, Византийской и Османской империй. А на станции "Еникапи" (Yenikapi) в тоннеле будут выставлены обломки корабля, затонувшего приблизительно в IV-V веке: именно в этом районе и была найдена затонувшая флотилия, остальные корабли которой в скором времени будут выставлены на широкое обозрение в стамбульском "Археопарке".

После официального открытия тоннель не сразу заработает в полную силу, так как всё ещё остаётся очень много недоработанных аспектов. В будущем планируется, что он существенно разгрузит транспортный поток и сократит выбросы парниковых газов. 

В городе проживает более 15 миллионов человек, и каждый день два миллиона пересекают Босфор по постоянно забитым двум мостам (Босфорскому и мосту султана Мехмеда Фатиха). Так что поезда будут отправляться каждые две минуты, чтобы все желающие могли переправиться на другой континент в комфортных условиях. По словам министра транспорта Турции Бинали Йылдырыма (Binali Yıldırım), к 2015 году планируется проложить ещё один тоннель – автомобильный.

Комментарии

Популярные сообщения